Две модели вопросно-ответной «машины диалога»
DOI:
https://doi.org/10.32626/2308-5916.2020-21.25-42Анотація
В статье описаны две модели вопросно-ответного диалога. Обе модели описывают поведение активного агента (агента, задающего вопросы) вопросно-ответного диалога в процессе решения задачи при помощи диалогового процесса. В этом смысле модели предназначены для описания сценария диалогового метода решения задачи. Предполагается, что при помощи диалоговых методов решаются задачи, относящиеся к классу плохо-формализуемых. Первая модель, базируется на идее конечного автомата Мили. Она имеет ограниченную сферу применимости, поскольку, при генерации очередного вопроса не учитывается история предыдущих ответов реактивного агента диалога. Вторая модель базируется на идее сети Петри. Модель учитывает историю предыдущих ответов реактивного агента, а также возможность нестандартной обработки вопросно-ответной транзакции при помощи процессов-демонов. Модели являются проблемно-независимыми и моделируют вопросно-ответный диалог, который не зависит от предметной области диалога и характера задач, решаемых при помощи диалогового метода. Проблемная независимость моделей обусловлена тем, что стандартные, циклически повторяющиеся действия по обработке вопросно-ответной транзакции отражают унифицированный когнитивный диалоговый цикл. Унифицированный когнитивный цикл диалога построен на основе циклической модели восприятия Найссера. В когнитивном цикле диалога, в отличие от цикла Найссера, источником потока сенсорных событий является не внешняя среда, а реактивный диалоговый агент. Модели предназначены для специфицирования программной «машины диалога», имитирующей целенаправленное поведение активного агента диалога в процессе решении диалоговой задачи. Обе модели предполагают, что основные компоненты «машины диалога» отображаются не в программный код, а представляются данными, хранящимися в базе данных. Машина диалога, таким образом, является программной системой, которая реализует сценарий диалогового метода решения задачи путем интерпретации данных, хранящихся в базе данных.
Посилання
Hintikka, J. Socratic Epistemology: Explorations of Knowledge Seeking by Questions. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 239 p.
Чмырь И. А. Принципы организации интеллектуальной САПР на основе диалоговой базы знаний. Математические машины и системы. Киев, 2014. № 3. С. 29-38.
Чмырь И. А. Электронный текст со встроенным интеллектуальным компонентом. Математические машины и системы. Киев, 2015. № 1. С. 72-83.
Bermudez J. Cognitive Science. An Introduction to the Science of the Mind. Second Edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 520 p.
Чмырь И. А. Естественный диалог: моделирование диалоговой транзакции в контексте представления знаний. Интеллектуальные системы. М.: Издательство Московского государственного университета. 2012. Т. 16. Вып. 1-4. С. 73-99.
Чмырь И. А. Моделирование активного агента эротетического диалога. Математичне та комп’ютерне моделювання. Серія: Технічні науки : збірник наукових праць. Кам’янець-Подільський: Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, 2014. Вип. 10. С. 206-217.
Asher N., Lascarides A. Logics of Conversation. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 220 p.
Найссер У. Теория восприятия. В сборнике Психология внимания / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. С. 640-648.
Чмырь И. А., Верлань А. Ф., Ус М. Ф. Когнитивные основы и концептуальный базис диалогового процесса. УСиМ. Киев, 2002. № 6. С. 54-60.
Брауэр В. Введение в теорию конечных автоматов. М.: Радио и связь, 1987. 219 c.
Ричмонд У. К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. М.: Мир, 1968. C. 57-64.
Цикридзис Д., Лоховски Ф. Модели данных. М.: Финансы и статистика, 1985. 254 c.
Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирования систем. М.: Мир, 1984. 264 c.
Chmyr I. Dialogue of Partners as a Method of Non-Formal Problem Solving. In Maddy D. Brouwer-Janse and Thomas Harrington (eds). Human-Machine Communication for Educational Systems Design. NATO ASI Series F129. Berlin: Springer-Verlag, 1994. P. 222-228.
Raven J. Mental tests used in genetic studies: The performance of related individuals on tests mainly educative and mainly reproductive. MSc Thesis, University of London. 1936.
##submission.downloads##
Опубліковано
Номер
Розділ
Ліцензія
Authors who publish with this journal agree to the following terms:- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).