Две модели вопросно-ответной «машины диалога»

Автор(и)

  • Анатолій Федорович Верлань Інститут проблем моделювання в енергетиці імені Г. Є. Пухова НАН України, м. Київ
  • Ігор Олексійович Чмир Одеський державний екологічний університет, м. Одеса

DOI:

https://doi.org/10.32626/2308-5916.2020-21.25-42

Анотація

В статье описаны две модели вопросно-ответного диалога. Обе модели описывают поведение активного агента (агента, задающего вопросы) вопросно-ответного диалога в процессе решения задачи при помощи диалогового процесса. В этом смысле модели предназначены для описания сценария диалогового метода решения задачи. Предполагается, что при помощи диалоговых методов решаются задачи, относящиеся к классу плохо-формализуемых. Первая модель, базируется на идее конечного автомата Мили. Она имеет ограниченную сферу применимости, поскольку, при генерации очередного вопроса не учитывается история предыдущих ответов реактивного агента диалога. Вторая модель базируется на идее сети Петри. Модель учитывает историю предыдущих ответов реактивного агента, а также возможность нестандартной обработки вопросно-ответной транзакции при помощи процессов-демонов. Модели являются проблемно-независимыми и моделируют вопросно-ответный диалог, который не зависит от предметной области диалога и характера задач, решаемых при помощи диалогового метода. Проблемная независимость моделей обусловлена тем, что стандартные, циклически повторяющиеся действия по обработке вопросно-ответной транзакции отражают унифицированный когнитивный диалоговый цикл. Унифицированный когнитивный цикл диалога построен на основе циклической модели восприятия Найссера. В когнитивном цикле диалога, в отличие от цикла Найссера, источником потока сенсорных событий является не внешняя среда, а реактивный диалоговый агент. Модели предназначены для специфицирования программной «машины диалога», имитирующей целенаправленное поведение активного агента диалога в процессе решении диалоговой задачи. Обе модели предполагают, что основные компоненты «машины диалога» отображаются не в программный код, а представляются данными, хранящимися в базе данных. Машина диалога, таким образом, является программной системой, которая реализует сценарий диалогового метода решения задачи путем интерпретации данных, хранящихся в базе данных.

Посилання

Hintikka, J. Socratic Epistemology: Explorations of Knowledge Seeking by Questions. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 239 p.

Чмырь И. А. Принципы организации интеллектуальной САПР на основе диалоговой базы знаний. Математические машины и системы. Киев, 2014. № 3. С. 29-38.

Чмырь И. А. Электронный текст со встроенным интеллектуальным компонентом. Математические машины и системы. Киев, 2015. № 1. С. 72-83.

Bermudez J. Cognitive Science. An Introduction to the Science of the Mind. Second Edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 520 p.

Чмырь И. А. Естественный диалог: моделирование диалоговой транзакции в контексте представления знаний. Интеллектуальные системы. М.: Издательство Московского государственного университета. 2012. Т. 16. Вып. 1-4. С. 73-99.

Чмырь И. А. Моделирование активного агента эротетического диалога. Математичне та комп’ютерне моделювання. Серія: Технічні науки : збірник наукових праць. Кам’янець-Подільський: Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, 2014. Вип. 10. С. 206-217.

Asher N., Lascarides A. Logics of Conversation. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 220 p.

Найссер У. Теория восприятия. В сборнике Психология внимания / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. С. 640-648.

Чмырь И. А., Верлань А. Ф., Ус М. Ф. Когнитивные основы и концептуальный базис диалогового процесса. УСиМ. Киев, 2002. № 6. С. 54-60.

Брауэр В. Введение в теорию конечных автоматов. М.: Радио и связь, 1987. 219 c.

Ричмонд У. К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. М.: Мир, 1968. C. 57-64.

Цикридзис Д., Лоховски Ф. Модели данных. М.: Финансы и статистика, 1985. 254 c.

Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирования систем. М.: Мир, 1984. 264 c.

Chmyr I. Dialogue of Partners as a Method of Non-Formal Problem Solving. In Maddy D. Brouwer-Janse and Thomas Harrington (eds). Human-Machine Communication for Educational Systems Design. NATO ASI Series F129. Berlin: Springer-Verlag, 1994. P. 222-228.

Raven J. Mental tests used in genetic studies: The performance of related individuals on tests mainly educative and mainly reproductive. MSc Thesis, University of London. 1936.

##submission.downloads##

Опубліковано

2020-08-28